ПРОпитание. Аккумулятор + генератор Что? Где? Когда?

Одним из самых частых вопросов автозвука в интернете возникает вопрос питалова. Собственно уже раньше обсуждали и как кормить усилки и как оценить питалово и прочее. Но я уделяя внимание толковой организации стокового питалова особо не вникал до недавнего времени в вопросы замены аккума, генератора, вопросу установки 2го акб и тд. В общем то хотел поделиться с вами некоторыми наблюдениями и соображениями по этому поводу. Выводы мои больше основаны на практических наблюдениях чем на теории и вполне возможно что что-то упустил или не учел. По этому как всегда хочу уточнить что мое мнение стоит рассматривать лишь как пищу для размышления а не как прямое руководство к действию либо же как истину в последней инстанции. )

В общем щас обмозгуем несколько распространенных вопросов по порядку.

 

1) "Хватит ли заводского питалова для моей системы?"

 

 

В общем-то вопрос несколько не точный. Точнее спросить на сколько его хватит? :) Я уже писал, что аккумулятор и генератор это грубо говоря "замкнутая энергетическая система". То есть разряд аккумулятора компенсируется зарядкой его генератором. Баланс этой системы заключается в том, чтобы зарядка генератором обеспечивалась как можно более стабильно а разряд аккумулятора не был настолько глубоким, что генератор не будет успевать его восстанавливать. Немножко заумно завернул. Попытаюсь объяснить. К примерумы знаем что под капотом стоит стоковый обычный аккум и генератор и мы ничего не можем с этим поделать. Это вовсе не означает, что с музыкой можно попрощаться до организации толкового питалова. Слушать можно и можно слушать громко. Главное не увлекаться и знать меру. Если покатались где-то, послушали музыку то потом какое-то время вам придется покататься в тишине, для того, чтобы генератор смог восстановить подсаженный аккумулятор. Тревожным звонком можно считать снижение скорости вращение стартера. Если стартер начинает чуть более вяло крутить двигатель, то нужно дать достаточно времени аккумулятору восстановиться. Время восстановления аккумулятора будет зависеть от степени его износа и от напряжения дающего генератором. Именно поэтому я всегда говорил, что любой автозвук начинается с питания. Ваш генератор должен смело давать 13.8-14.2 вольта хотя бы при работе на штатную бортсеть. Только в этом случае зарядка аккумулятора будет правильной и эффективной. Даже если ваше питалово не справляется с вашей музыкой и просаживается, чередуя прокачки с тишиной, вы вполне можете найти тот баланс, при котором ваша бортсеть будет вполне жизнеспособной длительное время. В этом вопросе остается только предостеречь от раскачки изношенного акума и от глубокого разряда кислоты. Если ваш аккум уже устал, то не стоит все же на него валить злое потребление усилков. Такой аккум может умереть безвозвратно за очень короткий промежуток времени. Также периодический глубокий разряд аккума (когда не хватает напруги чтоб даже стартер провернуть) может убить даже бодрую кислоту. Ну и слабое питание это конечно полумера никто не даст гарантии, что выбранный вами режим прокачки-отдыха оптимален и что когда-нибудь вы не останетесь посреди улицы с мертвым аккумом. Ну и конечно со слабым питаловом о максимальных мощностях усилителя можно не мечтать.

Кстати по моим прикидкам стоковая бортсеть современных авто вполне вывозит ампер под 100 нагрузки музла. Дальше сами можете прикинуть. Если борт сеть не просаживается сильно под вашей нагрузкой то мудрить с заменой питалова нет никакого смысла.

 

 

2) "У меня стоковое питание но заменить генератор проблемно. Поможет ли мне установка более мощного аккумулятора?"

 

 

Тут тоже многие попадаются на замеры пиписьками в виде ампер-часов. ампер часы это не мощность аккума а его емкость. Если вы вместо унылой кислоты в 45ач поставите унылую кислоту 65ач это по сути ничего не даст разве что 65ка погибнет чуть попозже. Если уж менять аккум то на гель или лучше АГМ аккумуляторы. Главное преимущество АГМ это скорострельность а также спокойное отношение к глубокому разряду. Скорострельность таких аккумов обусловлено низким внутренним сопротивлением. Это грубо говоря значит что аккум и стреляет сильнее током и заряжается интенсивнее от генератора и главное быстрее. То есть восстанавливаться такой аккум будет гораздо быстрее кислоты. По этому если хотите поправить питание то не скупитесь и пилите агм. Даже бюджетный АГМ будет лучше крутяцткой кислоты. Упомянуть тут остается разве что о том что GEL и AGM это разные вещи. В инете можете почитать в чем плюсы, минусы и отличия. Также обратите внимание на то, что АГМ боится больших напряжений заряда и в гаражных условиях требует автоматических зарядных устройств. Кривыми руками АГМ убить проще чем кислоту. И опять же аккум не панацея.  Аккумулятор это только 12.5 вольт из возможных 14.4 для усилка. На максимум способностей железа вы и в этом случае не выйдете. Есть конечно усилки со стабилизированным питаловом, но это совсем другая не бюджетная история.

 

 

3) "Хочу поставить аккум мощнее но хватит ли моего генератора заряжать такой аккум?"

 

 

 

 

Опять же вопрос о емкостях и мощностях. Если теоретически взять 2 одинаковых аккумулятора разной емкости но одинакового внутреннего сопротивления (одинакового пускового тока и т.д.) то при зарядке они с генератора потребят одинаковый ток. Кроме того ток заряда будет изменяться в зависимости от степени зарядки аккума. Более скорострельные АГМ кушают больше тока когда заряжаются, но в любом случае там речь вовсе не идет о многих десятках ампер. Однозначных цифр я не нашел для примера но лично по моим прикидкам даже мощная кислота не потребляет больше 10-15 ампер. А это значит, что исправный стоковый генератор вполне будет справляться с зарядкой мощного аккума. Если вы конечно не будете его постоянно просаживать музлом. Если напряжение генератора меньше 12.6В то аккум не заряжается вообще. А если такой просадка появляется из-за музла то вы не только не заряжаете свой аккумулятор но еще и сажаете его,  и вопрос дохлого аккума будет делом времени. Вобщем тут тоже надо давать аккуму приходить в себя и подзаряжаться. Не стоит считать мощные аккумы бесконечными источниками питания :)

 

 

4) "Музлу не хватает питания, как мне поставить второй аккум?"

 

 

 

 

Вообще второй аккум эта тема будоражащая ум каждого второго новичка автозвука. Перед тем как ставить 2й аккум нужно четко разобраться сперва как ставят 2й аккум, когда, в каких системах и для каких целей. Лепить 2й аккум просто потому что "вон на бассклубе все так делают" нет никакого смысла. Особо если 2й аккум это такая же уставшая кислота как и первый под капотом.Во первых не стоит забывать что кислота при работе выделяет пары всякой гадости которая весьма вредна для организма и понюхав зиму в салоне кислоту вы реально рискуете нажить себе хронических болячек. Особо если навертели генератор вольт до 15 и заставляете кислоту кипеть почти постоянно. Во вторых всегда 1 мощный аккум лучше чем 2 слабых под капотом и в багажнике. В третьих если ставить 2 аккума то наиболее эффективно они будут работать если стоят рядом или под капотом или в багажнике. Любой провод прокинутый между ними обладает своими потерями и всегда генератор будет заряжать охотнее подкапотный а музло будет охотнее жрать багажный. А ночью когда машина стоит аккумы будут пытаться выровнять свой потенциал и хорошо если они одинаковы и одинаково бодры а если у вас в багажнике окажется подсевший АГМ то он запросто за ночь подсадит подкапотную кислоту а утром попытаясь завести машину вы просто выпалите пред между аккумами поскольку стартер попытается запитаться с багажного более скорострельного аккума. Да и вообще кислота слабенький помощник хорошему АГМ. Это я перечислил только верхушку айсберга. При работе двух различных батарей в общей цепи будет возникать еще куча всяких процессов, которые в большинстве своем будут снижать эффективность работы питалова. Для повседневной системы всегда предпочтительнее иметь 1 толковый аккум. Чем 2 сомнительных. Если ставить пару то хотя бы одинаковой конструкции. В багажнике же спецы ставят аккумы либо когда для их мощностей одного просто мало аккума, а более мощный поставить уже нет места. Либо когда выкатывают стрелять на замере. Тут уже главная суть сократить длину силовых проводов увеличив при этом скорость нарастания тока а стало быть и результат. А ведь если провод силы короткий то вовсе не обязательно делать его конского сечения а значит проще будет обвязать злой усь. По этому стоит задуматься перед тем как ставить 2-й аккум. Нужен ли он вашей системе вообще, если да то какой именно нужен и как его поставить. Не лепите бездумно. Если вам ну очень хочется аккум в багажнике иметь, то может есть смысл просто перенести АГМ в багажник а под капот кинуть силу квадратов 25-35. В этом раскладе возможно даже сэкономите на проводах и эстетике.

 

 

5) "Как мне выбрать генератор для системы?"

 

 

Интересный вопрос которым задаются многие. Сложность его состоит в том, что достаточно сложно узнать способности по мощности отдельно взятой модели генератора. В заявках часто врут. Тем более трудно предугадать какая будет отдача у генератора в условиях взаимодействия с вашим движком. Генератор вовсе не отдает весь свой максимум как только вы завели двиг. У генераторов есть характеристики зависимости отдачи от оборотов. Вполне возможно что нужный вам ток генератор отдаст лишь на больших оборотах движка а на малых будет не эффективен. Но это вовсе не значит что нужно ставить целую подстанцию под капот. Чем мощнее генератор тем дольше он будет удерживать 14вольт на аккуме и на клеммах усилка а значит и аккуму будет комфортнее и мощности больше усилители отдадут. Если в вашей системе просадка напряжения не идет ниже 12.5 вольт, а между ударами баса напруга успевает восстанавливаться до 13.5-14.2в то в принципе можно не волноваться это вполне приемлемое питание. В такой системе и на заглушенную качнуть можно и при езде послушать музыку безбоязненно. С хорошим питанием аккум восстанавливается достаточно быстро стоит только снизить громкость звука. Полностью питалово системы обеспечивать генераторами необходимо лишь спортсменам у которых каждый вольт это серьезный + к результату. Что касается подбора генератора то я обычно выбираю заявку тока генератора приблизительно схожей с суммой предов аппаратуры +20А на бортсеть.  Учитывая что в заявке врут в итоге получается нормальный подбор для повседнева. Но это конечно малообъективный метод и рекомендовать его я не могу :))

 

 

6) "Я поставил мощный аккум и генератор. Какой мне провод положить от аккума до генератора?"

 

 

 

 

Вопрос очень логичный и правильный. Если токи вашей бортсети возросли то и провод от генератора придется поменять. Единственное что я посоветую так это не впадать в маразм на этом процессе и не кидать толстенные шланги силы. Генератор при всем своем желании не сможет отдать больше чем в него заложил производитель. Поэтому на генератор в 100ампер совершенно нет необходимости пилить провод в 50 квадратов даже если у вас мощная система и сила на музыку идет 50м сечением. В таком раскладе вполне хватит 16-25 мм2. Да и не стоит забывать, что большое сечение силы помимо прочего обусловлена и длиной провода, которая на этом участке совсем не велика. Также не стоит забывать о массе между движком и аккумом. Часто запилив шланг на + от генератора люди имеют 4 штатных квадрата массы. Соответственно толку от их силы никакой не будет. Еще советую учесть аспекты безопасности. Скорострельный аккум и мощный генератор в случае короткого замыкания или ДТП (ни дай Бог) гораздо быстрее воспламенят провода. Учитывая, что провод между генератором и аккумом не имеет предохранителей а провод проходит как правило через всю морду авто, советую продумать трассу его прокладки и дополнительно защитить провод гофрой. Лично я поставил предохранитель около аккума на провод генератора. Не стал испытывать судьбу. Для скептиков могу померить потери, которые возникли в результате этого маневра. В общем питалово это хорошо но безопасность прежде всего.

 

 В заключение сего опуса могу еще посоветовать: если у вас система достаточно прожорлива и есть свободные средства то не скупитесь, уделите внимание питалову. Хорошее питание заметно сказывается как на качестве так и на громкости звука да и для бортсети авто хорошее питание всегда приятно. Сидухи греют лучше, лампочки светят ярче, печка дует лучше :))) Начинать строить систему с покупки мощного железа бессмысленно, если вам нечем его кормить. Отдельно стоит упомянуть наш автопром. У подавляющего большинства отечественных моделей питалово даже без музла нуждается в доработке по этому даже бюджетный повседнев в тазике потребует уделить внимание питалову.

Яндекс.Метрика